Уважаемые родители! На этой странице представлена подборка материалов по воспитанию Ваших детей.
Рекомендации для родителей по обучению детей игре в шахматы
Кто придумал шахматы, и когда они появились, точно неизвестно. Но люди играли в шахматы уже две с половиной тысячи лет тому назад - об этом свидетельствуют находки археологов. Отдавая должное мудрости этой игры, в ХVII веке относили умение играть в шахматы к числу достоинств благородных рыцарей - наряду с умением ездить верхом и плавать, охотиться и фехтовать, петь и слагать стихи. Шахматы закаляют характер, вырабатывают умение предвидеть последствия предполагаемых действий, воспитывают бережное отношение к красоте.
Шахматы могут подарить радость творческого общения и возможность одному у другого перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках. Шахматы воспитывают милосердие и демократичность. В них не получает преимущества тот, кто лучше экипирован, здесь все в равных условиях. И для тех, кто полностью здоров, и для тех, у кого возможности организма ограничены, шахматы могут сделать жизнь интересней.
С какого возраста можно начинать учить детей играть в шахматы? С чего начинать обучение? С такими вопросами часто обращаются родители юных шахматистов. Лучший возраст для обучения – пять-шесть лет, но можно начинать обучение и раньше. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с трёх-шести лет, лучше успевают в дальнейшем в школе. В этом возрасте начинали играть многие ведущие гроссмейстеры и чемпионы мира.
Очень хорошо, если вы сами играете в шахматы, или кто-либо из членов семьи знаком с игрой. Это важно не только в плане выполнения домашней работы и подготовке к занятиям и соревнованиям. Главное - вы будете вместе с ребенком активно проводить время с взаимной пользой, станете ближе, и малышу будет интересно с вами.
Обучение лучше всего начинать не с игры в шахматы, а игрой шахматами. Например, обыгрывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» (на шахматный лад) помогает запомнить названия фигур и их силу.
Стихи, загадки и песенки помогают лучше познакомиться с каждой фигурой, расстановкой их на доске, детям легче запомнить свойства и особенности этих фигур:
«Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет, прыг, да скок.
Не шагнет наискосок».
Начинать обучение следует с создания интереса к игре. Можно рассказать сказку о мудреце, провести беседу о шахматах. Необходимо также дать возможность поближе познакомиться с фигурами, потрогать, хорошенько рассмотреть их, научить расставлять на доске.
Далее необходимо познакомить ребёнка с шахматной доской. Он должен научиться видеть всю шахматную доску, уметь выделять шахматное поле из группы полей, образующих вертикали, диагонали и вертикали. Следует четко выучить понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу», «наискосок». На знакомство с «волшебной шахматной доской» можно потратить несколько занятий и затем периодически повторять.
|