Четверг
16.05.2024
18:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Учитель года - 2015 »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

На странице Вашему вниманию представлены конкурсные материалы  республиканского конкурса

"Учитель года Бурятии - 2015"

Эссе "Я - учитель!"

«Дари себя детям!»

Ш.А.Амонашвили

Ты мой ученик. Я твой учитель. Давай подумаем, зачем мы с тобой родились, зачем живем на этой земле. Зачем встретились: ты и я? Не общие слова требуются для ответа! А выношенные, выстраданные, идущие от сердца, чтобы прояснилась картина жизни и наше место в ней.  Ищем ответ, осмысляя окружающее. Приходит обжигающее ощущение неразрывной связи со всем сущим на земле. Наступишь на цветок, сломаешь ветку – и что-то утратишь в душе. Сделаешь больно другому – ударишь по самому себе. Все в жизни связано. И только тот, кто живет для людей, кто отдает им лучшее в себе, кто стремится утверждать в жизни добро и красоту, познает истинное человеческое счастье.

Сегодня утром Максимка подбежал ко мне весь взволнованный: «Я понял! Я понял, как выполнять сложение. Оказывается, это так просто!» А у самого глазенки так и сияют. Еще бы! Он сделал великое для него открытие! Хвалю его перед всем классом, выдаю звездочку. И потом весь день меня не покидает чувство тихой радости. Наверное, в этом ощущении и заключается учительское счастье.

Сейчас мне трудно сказать, когда я предопределила для себя свою профессию. Ясно помню, как моя мама рассказывала мне, тогда еще маленькой, о своем детстве. Меня особенно впечатлили ее воспоминания о том, каким уважением в прежние времена пользовался на селе учитель. Даже взрослый человек, встретив его, снимал шапку и переходил на другую сторону дороги, пропуская его. Помню, я много об этом думала.

Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Моя первая учительница, учителя-предметники  - всех их помню с любовью и благодарностью. Я хотела быть похожей на них. Так я стала учителем. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми – одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Почему начальные классы? Начальная школа - это фундамент всего воспитания будущего Человека. Это - возраст "почемучек", это - возраст зоркой и острой памяти. Какими несмышленышами приходят они ко мне в первом классе, и какими уже повзрослевшими, уверенными в себе они идут дальше.

Школа – мое призвание. С детства в ней я пропадала с утра до вечера: уроки, пионерские сборы, вечера, субботники, соревнования, слёты. Я до того любила школу, что даже учась в начальных классах, и придя с уроков домой, играла в «школу» с соседскими детьми. Надо сказать, что более строгой учительницы они вряд ли встречали! Я буквально упивалась своей ролью, ставила оценки, задавала домашние задания. Сейчас, уже взрослыми, мы часто с улыбкой вспоминаем нашу «школу». Кстати, две девочки из моих «учениц» потом сами стали педагогами. Может, те мои «уроки» сыграли в этом какую-то роль? А сколько уже моих настоящих выпускников тоже посвятили себя нашему благородному труду! И в этом я вижу его высокий смысл. Мои ученики… Они идут самыми разными путями после окончания школы, разные выбирают профессии. Но главное для меня – чтобы они нашли себя в этой непростой жизни. И поэтому в работе я придерживаюсь своих незыблемых принципов -  Быть милосердным и добрым; Быть смелым; Всегда помнить, что я не одинока; Находиться здесь и сейчас; Анализировать; Исследовать; Любить.

Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла -  это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия… Их было много - выпусков. И каждый совсем не похож на предыдущий, но каждый дорог. И каждый раз  с грустью провожаю своих питомцев и принимаю новых. И все начинается сначала – кому-то утереть нос, кому-то помочь застегнуть куртку. Не забыли ли надеть шарфики и варежки? Не заигрались ли по дороге из школы домой, особенно зимой?.. и так до бесконечности. Снова утром увидев, этих почемучек, прикоснешься к их чистым и доверчивым душам – и думаешь, как  лучше сделать так, чтобы они были уверены: вместе со мной они ищут - и находят, думают -  и узнают, тренируются – и делают. Мне часто бывает некогда думать о себе, так как я должна думать о других, и это для меня не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни. Я очень люблю свою профессию! Школа – это мой дом. Ей я отдаю  все свое время и силы. Жить по-другому уже не смогу и не хочу. С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями –встречами, советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами, дежурством, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии.

Урок – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Боже, как прав мудрый Амонашвили: «Ребенок-высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность…» Ребенок и Космос. Как это верно! Ребенок может  все, и нет границ для его развития. Моя цель - создать для этого условия. Чтобы зароненное мною семя знаний проросло мощным стеблем, которому не страшны любые испытания. Еще слова: «Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе». Я должна не дать этой страсти угаснуть,  неустанно будить мысль ученика, учить мыслить, учить самостоятельно приходить к выводам, обобщениям. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к Собственным открытиям.

Пусть у кого – то из детей не все получается. Надо убедить его: неудача - не трагедия, надо искать другие варианты для исправления ситуации. Вот он, один из современных педагогических принципов – принцип вариативности в действии - никогда не унывать! Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. И с первых дней  в школе формирую  у детей умение контролировать и оценивать свою работу для постановки будущих учебных задач.

Еще один девиз для моих воспитанников - твори, выдумывай, пробуй! Живому уму ребенка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять.  Методом проб и ошибок открывай новое, нестандартное решение возникшей проблемы, приобретай свой собственный опыт – и у тебя обязательно получится. Открой новый способ действия к решению задачи. Если научишься – потом во взрослой жизни ты сможешь справиться с более сложной задачей и непременно добьешься успеха.  А моя задача – помочь слабенькому справиться пока пусть с не трудным, но самостоятельно выполненным действием. Вот он сам вдруг догадался, как соединить эти упрямые буквы в слоги. Сам того не осознавая, сделал первый шаг в формировании коммуникативной компетенции.  А соседка по парте уже вовсю читает, а потом взахлеб пересказывает. И ты научишься, если будешь стараться. Верь в себя!

Ковать счастье каждого моего ученика – моя обязанность. Потом, когда ребенок перейдет на среднюю ступень, у него уже будет выработан «иммунитет» к боязни ошибиться, которую всегда можно преодолеть. Он начнет осознавать себя частью мира, где все взаимосвязано, где он сам – личность, часть общества и в целом природы. И тогда он сам придет к решению, что частное не существует без целого и что каждый лично ответственен за окружающий мир.

Какая это огромная ответственность – воспитать такую личность, способствовать его развитию, приобщить к общечеловеческим ценностям! Вырастить исследователя и творца. И этим принципам я следую в своей работе.

Конечно, в начальной школе дети еще незрелы, и тем осторожнее должен быть учитель, тем бережнее к ним относиться. Сухомлинский сказал, что «педагог должен сохранять в себе ощущение детства…Не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания». Насколько он прав и современен!

Самая высокая оценка моего труда – в глазах учеников. Если они светятся мыслью и интересом, я счастлива. Дети смотрят на меня, ожидая новых открытий, можно сказать, чуда. Поэтому продумываю каждый урок так, чтобы он стал их маленьким чудом. Продумываю все моменты творчества, чтобы дети приходили на урок и уходили с него со светлыми, весёлыми лицами, с огоньком в глазах. Учу видеть чудо в обыденности, радоваться и удивляться. Возможность отдать своё сердце и знания ученикам наполняет мою жизнь смыслом. Этим мне и нравится моя профессия. Нравится тем, что я нужна. . . Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, делюсь проблемами, секретами своей педагогической кухни, с которыми вместе ежедневно выполняю свою работу, такую непростую, но такую нужную! Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне самое дорогое – своих детей. Они верят, что благодаря мне школьная жизнь их ребенка будет радостной и полезной. От меня зависит, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час… Приходишь в класс, а тебе сразу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться, заметят твоё настроение, сделают комплимент, «задушат» в объятиях.

Чем больше читаешь, тем сильнее убеждаешься в том, что и, получив диплом и проработав столько лет в школе, ты все еще учишься, и что образование никогда не может считаться завершенным. Недаром сказано – нет предела совершенству.  Постоянно изменяющиеся условия педагогического труда, потребности общества, эволюция науки и практики, все возрастающие требования к человеку обусловливают непрерывность образования любого человека, а педагога новой школы в особенности. Его должна отличать способность быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов, готовность перестраивать свою деятельность по индивидуальному творческому плану. И если учитель считает себя профессионалом, то его единственный путь –  это саморазвитие, самообразование. Только тогда ты будешь соответствовать современным требованиям, когда ты открыт к восприятию инноваций в своей деятельности и работаешь в режиме развития. Но это должно быть не бездумное, слепое копирование каких-то «модных» технологий, а их творческое переосмысление, воплощение самой идеи в свой собственный опыт. Ведь любая инновация – не самоцель, а средство достижения результативности процесса обучения и воспитания.

«Брожу» в интернете. Вот вышла на сайт учительницы из Рязанской области. Она тоже убеждена, что только те знания становятся убеждением человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. Совершенно с ней согласна.

Традиционные формы самообразования уже недостаточны для этого.  Эра новых коммуникационных технологий предоставляет новые возможности – дистанционные курсы, конференции, семинары, вебинары, сетевые педагогические сообщества, через которые я пользуюсь открытыми электронными ресурсами, самостоятельно создаю сетевое учебное содержание, осваиваю информационные концепции, овладеваю новыми компетенциями, наблюдаю за деятельностью участников сообщества. Преимущества очевидны – идет живой обмен между учителями- практиками, методическая помощь является персональной и адресной и, что немаловажно, все это в любое удобное для меня время. Ах, время! Вечно тебя не хватает. Куда же ты летишь сумасшедшим галопом?

Говорят, что компьютерные технологии будущего заменят педагога, школу. Может быть. Но у истоков прогресса в любые времена будет стоять Учитель. Его функция, конечно, будет другой. Но неизменной останется его миссия: «Под образованием … понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…» (из закона РФ «Об образовании»). В интересах Человека, его будущего успеха в жизни, счастья состоявшейся личности и трудимся мы – учителя XXI века. Я очень надеюсь, что и у Максимки, и у Иринки, у всех девчонок и мальчишек впереди много открытий. Открытий, которые мы совершим вместе…

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz